Служба: Россия
Класс и тип судна бронепалубный крейсер 1-го ранга
Изготовитель
"Германия", г. Киль
Основные характеристикиВодоизмещение
5905 т
Длина 132,5 м
Ширина 15 м
Осадка
6,2 м
Бронирование
палуба — 39…51 мм,
рубка — 152 мм,
щиты орудий — 25 мм
Двигатели три вертикальные паровые машины; 9 котлов Шульца-Торникрофта
Мощность
19 650 л. с. (14,45 МВт)
Движитель 3 винта
ВооружениеАртиллерия
12 × 152-мм/L45,
12 × 75-мм/L50,
8 × 47-мм,
2 × 37-мм орудий,
2 × 64-мм десантные пушки,
2 пулемёта
Минно-торпедное вооружение
6 × 381-мм торпедных аппаратов
«Аско́льд» — бронепалубный крейсер 1-го ранга; во время Русско-японской войны входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре.
История создания и службы Строился в Киле на немецкой верфи «Германия»; заложен в 8 июня1899, спущен на воду 2 марта 1900, вступил в строй в 1902. Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, а в 1903 был направлен на Дальний Восток.
В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал своиминоносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.
10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток. Прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны. После войны входил в состав Сибирской флотилии.
В начале первой мировой войны «Аскольд», находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против германской крейсерской эскадры адмирала Шпее. Позже он был направлен на Средиземное море, где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии, в том числе и в Дарданелльской операции. После длительного ремонта во Франции (с марта 1916) «Аскольд» в июне 1917 под командованием Казимира Кетлинского прибыл в Мурмански вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана.
В 1918 захвачен англичанами в Кольском заливе. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием «Glory IV». В 1922 выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург, где и был разобран.
Командиры • 1899—1904. -Рейценштейн, Николай Карлович
• 1904—1905. -Грамматчиков, Константин Алексеевич
• 1905—1906. -Стеценко, Константин Васильевич
• 1906.01-03.-Теше, Лев Карлович
• 1906—1908. -Глизян, Сергей Александрович
• 1908—1910. -Бурлей, Сергей Иванович
• 1910—1913. -Теше, Лев Карлович
• 1913—1914. -Свешников, Дмитрий Александрович
• 1914—1916. -Иванов, Сергей Алексеевич
• 1916—1917. -Кетлинский, Казимир Филиппович
• 1917—1918. -Шейковский, Александр Иванович
• 1918—1922. -?
Интересные факты
• Команда крейсера «Аскольд» и сам крейсер являются одними из ключевых действующих лиц романа Валентина Пикуля «Из тупика».
• Во время Русско-японской войны 1904—1905 годов на крейсере служил будущий Верховный Правитель Российского государства адмирал Колчак.
• В ночь с 20 на 21 августа 1916 года в артпогребе корабля произошел взрыв. Командование обвинило в случившимся матросов крейсера, считавшихся до этого «неблагонадежными», хотя прямых доказательств причастности экипажа так и не было найдено. После скорого суда и следствия четверо аскольдовцев — Захаров, Бешенцев, Шестаков и Бирюков — были приговорены к смертной казни. Моряков расстреляли 15 сентября в форте Мальбуск. Больше ста человек из экипажа «крамольного» крейсера было сослано в плавучие тюрьмы и штрафные батальоны. После революции многие моряки обвиняли офицеров корабля в том что те устроили провокацию с целью выявить и ликвидировать «большевистское подполье».