Открыть | Закрыть



Аскольд (бронепалубный крейсер) «Аскольд» Крейсер «Аскольд» в Порт-Артуре, 1904 г. 

Служба: Россия Класс и тип судна бронепалубный крейсер 1-го ранга Изготовитель "Германия", г. Киль   

Основные характеристикиВодоизмещение 5905 т Длина 132,5 м Ширина 15 м Осадка 6,2 м Бронирование палуба — 39…51 мм, рубка — 152 мм, щиты орудий — 25 мм Двигатели три вертикальные паровые машины; 9 котлов Шульца-Торникрофта Мощность 19 650 л. с. (14,45 МВт) Движитель 3 винта 
ВооружениеАртиллерия 12 × 152-мм/L45, 12 × 75-мм/L50, 8 × 47-мм, 2 × 37-мм орудий, 2 × 64-мм десантные пушки, 2 пулемёта Минно-торпедное вооружение 6 × 381-мм торпедных аппаратов 

«Аско́льд» — бронепалубный крейсер 1-го ранга; во время Русско-японской войны входил в состав 1-й Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре. 
История создания и службы Строился в Киле на немецкой верфи «Германия»; заложен в 8 июня1899, спущен на воду 2 марта 1900, вступил в строй в 1902. Службу в российском военном флоте начал в составе Балтийского флота, а в 1903 был направлен на Дальний Восток. В начале Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал своиминоносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда. 10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал в неудавшемся прорыве во Владивосток. Прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны. После войны входил в состав Сибирской флотилии. В начале первой мировой войны «Аскольд», находившийся на Дальнем Востоке, вошёл в состав союзной англо-французской эскадры для действий против германской крейсерской эскадры адмирала Шпее. Позже он был направлен на Средиземное море, где принимал участие в боевых действиях против Турции и Австро-Венгрии, в том числе и в Дарданелльской операции. После длительного ремонта во Франции (с марта 1916) «Аскольд» в июне 1917 под командованием Казимира Кетлинского прибыл в Мурмански вошёл в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В 1918 захвачен англичанами в Кольском заливе. Крейсер участвовал в операциях интервентов, а позже вошёл в состав британского флота под названием «Glory IV». В 1922 выкуплен Советской Россией, но ввиду плохого технического состояния продан на слом и отбуксирован в Гамбург, где и был разобран. 

Командиры • 1899—1904. -Рейценштейн, Николай Карлович • 1904—1905. -Грамматчиков, Константин Алексеевич • 1905—1906. -Стеценко, Константин Васильевич • 1906.01-03.-Теше, Лев Карлович • 1906—1908. -Глизян, Сергей Александрович • 1908—1910. -Бурлей, Сергей Иванович • 1910—1913. -Теше, Лев Карлович • 1913—1914. -Свешников, Дмитрий Александрович • 1914—1916. -Иванов, Сергей Алексеевич • 1916—1917. -Кетлинский, Казимир Филиппович • 1917—1918. -Шейковский, Александр Иванович • 1918—1922. -?

Интересные факты • Команда крейсера «Аскольд» и сам крейсер являются одними из ключевых действующих лиц романа Валентина Пикуля «Из тупика». • Во время Русско-японской войны 1904—1905 годов на крейсере служил будущий Верховный Правитель Российского государства адмирал Колчак. • В ночь с 20 на 21 августа 1916 года в артпогребе корабля произошел взрыв. Командование обвинило в случившимся матросов крейсера, считавшихся до этого «неблагонадежными», хотя прямых доказательств причастности экипажа так и не было найдено. После скорого суда и следствия четверо аскольдовцев — Захаров, Бешенцев, Шестаков и Бирюков — были приговорены к смертной казни. Моряков расстреляли 15 сентября в форте Мальбуск. Больше ста человек из экипажа «крамольного» крейсера было сослано в плавучие тюрьмы и штрафные батальоны. После революции многие моряки обвиняли офицеров корабля в том что те устроили провокацию с целью выявить и ликвидировать «большевистское подполье».